Не мусор, а ценное сырье

В Югре закладывают фундамент для экономического развития в сфере вторичной переработки и ресурсосберегающих технологий. О переходе на новую систему обработки ТКО, строительстве мусороперерабатывающих заводов и полигонов нам рассказал заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев.

– Расскажите, как продвигается работа по созданию инфраструктуры по переработке ТКО?

– Мы сегодня строим большие межмуниципальные полигоны по принципу экотехнопарка. Чтобы сортировка, обработка и утилизация находились в одном месте. Так, сейчас по программе концессионного соглашения возводится полигон в Нефтеюганском районе. Мы предполагаем, что до конца этого года все основные работы будут выполнены, а в первом квартале следующего года сможем его запустить.

Там, помимо сортировки, будет место для бизнеса, который займется переработкой отходов в полезные фракции: металл, пластик, бумагу, картон. Мощность полигона – 90 тысяч тонн в год. Не подлежащие дальнейшему использованию отходы будут размещены на полигоне. Срок эксплуатации объекта составит не менее 20 лет. Кроме того, уже вышло распоряжение правительства о заключении концессионных соглашений на строительство еще двух полигонов. Они будут закрывать Нижневартовский, Октябрьский районы и Нягань. Мощность полигона, который будет обслуживать Нижневартовск, Мегион и поселения Нижневартовского района, составит не менее 180 тысяч тонн в год, полигона для Нягани и поселений Октябрьского района – не менее 55 тысяч тонн в год. Реализация обоих проектов потребует инвестиций в сумме 3,8 миллиарда рублей. Также мы готовим документы, чтобы объявить еще две концессии: для Сургута и Сургутского района, Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района.

На всех полигонах будет применяться самое современное оборудование для качественной сортировки мусора – это снизит объем отходов, направляемых на захоронение.

– Насколько высоки будут требования к сортировке? Мы не повторим судьбу некоторых регионов, где компании отказываются принимать вторсырье из-за его низкого качества?

– Мы должны сделать производство таким, чтобы оно было востребованным. При этом чем выше качество сортировки, тем выше стоимость конечного продукта. К нам уже обратилась одна сургутская компания, она предлагает свои услуги по переработке стекла. Думаю, мы обкатаем это проект на нефтеюганском полигоне.

– Как будет организован сбор мусора в небольших поселениях региона, где, как правило, установлен небольшой объем накопления ТКО?

– Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство в труднодоступных населенных пунктах 77 площадок временного накопления отходов. Они позволят снизить тариф регионального оператора по обращению с ТКО за счет сокращения транспортных издержек. Для этих целей в 2019 году будет закуплено около 7 тысяч контейнеров для накопления ТКО. За это лето их должны установить, а осенью эта система уже заработает.

Площадка временного накопления – это место, на котором мусор от одного небольшого поселения будет накапливаться до 11 месяцев. Потом за один раз приезжает большегрузная техника, забирает его и вывозит на полигон. Это сделано для того, чтобы снизить логистическую составляющую в тарифе. Если вывозить по два контейнера на полигон ежедневно, то транспортные затраты и тариф для людей будут намного больше.

Например, в поселках Кондинского и Октябрьского районов установят 35 контейнеров для ТКО, 20 из них контрагенты регионального оператора уже завезли в сельское поселение Леуши. Еще 15 будут размещены в селе Каменном. До последнего времени в этих населенных пунктах отходы собирались по «звонковой» системе: по улицам ездил транспорт, люди сбрасывали в него отходы. Теперь на согласованных с местной администрацией местах здесь оборудуют контейнерные площадки и установят график вывоза мусора.

– Сейчас у граждан больше всего вопросов вызывает размер платежа за вывоз мусора. Расскажите, как он формируется, будет ли снижаться его величина?

– Есть единый тариф, при этом нормативы накопления разные. У нас остался год, чтобы муниципальные образования еще раз отработали задачу по установлению этого норматива по фактическим объемам. Это сложный процесс, просто так его посчитать нельзя: нужны сезонные замеры. Сейчас у нас действует норматив, рассчитанный в 2016 году, его необходимо уточнить.

Например, нужно уточнить норматив для отдаленных территорий, где используют печное отопление. Мы понимаем, что бумагу и древесину там сжигают.

– В некоторых муниципалитетах сейчас экспериментируют с вывозом мусора. Так, есть практика, когда пластик у жителей забирает частный бизнес. Таким образом, население избавляется от мусора, а предприятие бесплатно получает сырье для переработки. И звучат предложения, что разумно снизить плату региональному оператору, ведь он не несет фактических расходов на вывоз и утилизацию этого пластика. Это может быть осуществлено?

– Дело в том, что такая схема непрозрачна. Мы не понимаем, куда этот предприниматель повез мусор. Нам нужно видеть, как собираются все отходы. И региональный оператор как раз должен контролировать всю цепочку работы с ТКО – от места сбора мусора до его перевозки. Только в том случае, если отходы доставлены на полигон, перевозчик должен получить деньги. Это поможет избежать несанкционированных свалок. С полигона пусть забирают тот же пластик. И если отходы пришли уже отсортированные, мы это увидим. В этом случае он изымается из общего норматива. Сортировка же не ради самой сортировки прививается. Смысл раздельного сбора и накопления как раз в снижении платы.

– То есть «самодеятельность» в схему не вписывается?

– Пока нет. Она должна быть под контролем регоператора. Понимаю, это может кому-то не нравиться. Но я приведу цифры: на прошлый год у нас было 1 124 несанкционированных свалки. Это мусор, вывезенный в лес. За него платили юридическим лицам, но они его просто не довозили до полигонов.

– С точки зрения экономики что целесообразнее – сортировать отходы уже на полигоне или организовать раздельный сбор на начальном этапе?

– Практика (в частности, европейский опыт) показывает, что сортировать при сборе. Понятно, что на первом этапе затраты больше. Но мы должны прийти к этому рано или поздно. При этом сортировка на полигонах в любом случае должна быть. Всегда нужно будет досортировывать мусор.

– Создание инфраструктуры переработки мусора – довольно затратное мероприятие. А сможет ли в принципе относительно немногочисленное население нашего округа загрузить полигоны так, чтобы все эти планируемые заводы были рентабельны?

– Для малого бизнеса объемы будут достаточными. Например, можно производить тротуарную плитку, элементы благоустройства. Что-то более крупное – вряд ли. Сегодня в округе уже есть ряд предприятий, которые используют вторсырье. Например, из бумаги делают утеплитель.

– Будет ли востребована продукция таких предприятий? Не секрет, что в России госучреждения и компании с госучастием часто служат локомотивом для внедрения подобных новинок. Следует ли нам ожидать, что и в этот раз их обяжут отдавать предпочтение продукции из вторсырья (например, использовать при ремонте тот же утеплитель из бумаги)?

– Если уровень переработки высокий и продукт качественный, то почему бы и нет. Желательно, чтобы этот вопрос был отрегулирован на государственном уровне. Чтобы у материалов из вторичных ресурсов был некий приоритет. Тогда мы запустим отрасль так, как она должна работать. Но, конечно, здесь в первую очередь важна экономика.

Источник: ugra-news